Название статья |
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ШТАТОВ
|
Авторы |
Николаев Борис Викторович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин,
Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nikolboris@yandex.ru
Павлова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nataliia.pavlova@inbox.ru
|
Индекс УДК |
340.143 (73)
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Изменения в системе высшего образования современной России, необходимость повышения роли государственных органов субъектов России в деле правового регулирования высшего образования обусловливают важность изучения зарубежного опыта деятельности законодательных органов субъектов федерации в деле правовой регламентации высшего образования. Цель работы – проанализировать правовой статус законодательных органов штатов США, основные направления их правотворческой деятельности в сфере высшего образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования официальных материалов Национальной конференции легислатур штатов, Комиссии по вопросам образования штатов США, а также изучения отечественных и американских доктринальных источников по данной проблеме. Методологический потенциал включает сравнительно-правовой метод, применение которого позволяет сопоставить параметры законодательных органов различных штатов; метод конкретно-правового анализа, позволяющий исследовать различные аспекты института правового регулирования высшего образования в США на уровне штатов; статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с такими аспектами конституционного статуса законодательных органов, как срок полномочий, состав, статус депутатов.
Результаты. Исследованы основные элементы правового статуса законодательных органов штатов США: состав, срок полномочий, структура, внутренняя организация палат, правовой статус депутатов, порядок работы легислатур. Рассмотрены основные направления законодательного регулирования высшего образования на уровне штатов. Отмечены основные модели законодательной регламентации деятельности советов штатов по вопросам высшего образования.
Выводы. Изучение правовых основ деятельности законодательных органов штатов и их правотворчества в сфере высшего образования позволяет сделать вывод о значительном развитии законодательства о высшем образовании на уровне штатов США как с точки зрения объема правотворчества, так и в отношении расширения круга регулируемых вопросов.
|
Ключевые слова
|
штаты США, законодательные органы штатов, высшее образование.
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Николаев, Б. В. Федеральное законодательство о высшем образовании США / Б. В. Николаев // Право и образование. – 2010. – № 6. – С. 18–27.
2. Николаев, Б. В. Послания Президента США: правовая политика в сфере высшего образования / Б. В. Николаев // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 1. – С. 129–135.
3. Little, Th. H. The Legislative Branch of State Government: People, Process, and Politics / Th. H. Little, D. B. Ogle. – Santa Barbara (California) ; Denver (Colorado) ; Oxford : ABC-CLIO, 2006. – XIX. – 490 p.
4. Лафитский, В. И. Конституционный строй США / В. И. Лафитский. – М. : Контракт, 2007. – 317 с.
5. McGuiness, A. C. State policy and postsecondary education. The Education Commission of the States, 2001 / A. C. McGuiness. – URL: http://www.esc.org/clearing house/ 31/61/3161.html
|